Почитателей творчества российского фантаста сергея
Неточность. Цитата: "Байкал"
"Байкал" - суперконтейнероносец, (...)первым пилотом которого официально был назначен Андрей Васильевич Тобольский, но не был им ни одного дня
Ни одного дня он не был капитаном "Тобола" или "Лены".
Первым пилотом "Байкала" он был с момента выпуска корабля.
Про реверс-моторы и создание с помощью их крена.
Где то в романе упомянуто, что у "Бурана" движки стояли в турелях.
Предлагаю следующее прочтение (возможно, расходящееся с авторским): оснащение малотоннажных машин тремя группами двигателей (прямой тяги, обратной, вертикальной, рулевой) — нерационально с т.з. весового совершенства. Посему — у "Казаранга", например, чётко сказано "обоих стеллараторов".
Значит, имеем всего две моторные группы, смонтированные в двух турелях. Прямую тягу обеспечивают "большие сопла" (не знаю, как правильно обозвать выходное устройство для плазмы), а в противоположном сегменте турели находятся "малые сопла" обратной тяги, которые в слабых полях тяготения могут работать и для "подески" катера. Подобно стволам оружейной турели "сопла" могут двигаться в "меридиональных" щелях для создания боковой составляющей.
Для обеспечения всенаправленной тяги турели должны располагаться по бокам в р-не центра масс; основания турелей должны раполагаться параллельно диаметральной полоскости ЛА.
По моему, логически непротиворечиво, а?
ISNik: Перенесено со старого форума
Alex Dragon, 09.06.05 писал(а): Насчёт реверс-моторов. Насколько я понял, они дают не крен, а обратную тягу (что следует из названия). Судя по по косвенным признакам, вынесены на пилонах от бортов, ближе корме, внешне это выглядит как сигарообразные «наболдашники» на концах стоек (пилонов), похожих на стабилизаторы самолёта. Если мне не изменяет память, так их изобразил художник в «Искателе». Можно предположить, что при атмосферных полётах они и играют роль стабилизаторов. Можно также предположить, что они могут вращаться вокруг своей поперечной оси, тогда они действительно могут выполнять роль вертикальных рулей, кроме того дополнительнх к основному движков. ISNik, 09.06.05 писал(а): Название-то мне абсолютно понятно ... Про крен, выполненный пилотом катера при помощи реверс-моторов пишет Павлов*, а я для себя в тексте в скобочках сделал пометку, дабы не забыть...
* "Фары выхватили из тьмы сверкающий скафандр: "Витязь" был теперь почти над головой, в трех метрах от
блистера. Это кстати. Осторожно действуя реверс-моторами, он задал "Казарангу" крен влево. Мало было уравнять скорость машины со скоростью свободно падающего в пространство десантника - надо было еще очень точно прицелиться.
Драгоценный улов вплыл наконец в гермолюк. "Скафандр командира стал сильнее блестеть, - машинально отметил его
мозг. - С чего бы это?" Это отрывок про попытку спасение Мефом Аганном Мстислава Бакунина в Первую катастрофу на Обероне...
Ну и есть масса всего... про моторы, например:
"Снежное облако выхлопа стартовой катапульты, нарастающий крен. Слева по борту - черная стена планетоида, над головой - бортовые огни "Анарды". Реверс-моторами он "подработал" ориентацию "Казаранга" по каналам курса и тангажа (так, чтобы катер держала рядом с "Анардой" кормой вперед - "валетом") и дал тормозной импульс для схода с орбиты. Перегрузка вдавила тело в амортизаторы ложемента. Пульсирующие носовые огни танкера немедленно отодвинулись куда-то в звездную высь и начали отставать - катер, уменьшив скорость, обогнал "Анарду" в плоскости орбиты (кажущийся парадокс, перед которым здравый смысл человека, мало знакомого с динамикой орбитальных полетов, обычно пасует). "
"Подстраховывая взлетную стабилизацию "Казаранга" реверс-моторами, он дал импульс вертикальной тяги и, уклонившись от карниза (огромного вблизи, как фланговое крыло грозовой тучи), поднял машину над верхней кромкой Пятна."
"Андрей определился по высоте, выключил флаинг-моторы и развернул катер носом по курсу."
"Мышцы, подыгрывая воображению, сами собой напряглись и с профессиональным автоматизмом "сбутафорили" типовую динамику схода с орбиты и форсированного реверс-маневра для беспосадочного разворота над планетоидом. Эксперту экспертово, пилоту пилотово. Желание
оказаться в кабине драккара было настолько мучительным, что пришлось на минуту крепко зажмурить глаза."
Одним словом, инструктаж от Сергея Ивановича Павлова желающим освоить новый авиасимулятор (конспектировал ISNik)  kvsher, 09.06.05 писал(а): Интересно про реверс-моторы. Я сейчас пытаюсь осваивать "Orbiter", современный космический симулятор, и никак не могу представить что-это такое? Alex Dragon, выэто представить можить? Т.е. они работают с креном? Alex Dragon, 10.06.05 писал(а): Ну а чё тут представлять? Самолёт видели, там Ту-154 какой-нить? У хвоста две сигары торчит — двигатели. Представьте себе, что они не вплотную к борту прижаты, а вынесены на какое-то расстояние на стойках. Сопла обращены вперёд. Попросту это тормозные двигатели. К крену это не имеет никого отношения. Крен — это наклон относительно продольной оси машины. То есть, когда она переваливается с борта на борт, можно сказать, что есть крен. А вот наклон относительно поперечной оси — это дифферент. Помните, кстати строки что-то типа таких «курсантский трюк — зависание с дифферентом на нос»? То есть «Казарнг» завис носом наклонившись вниз, соответсвенно задрав корму. «Висел» он, скорее всего, на этих самых реверс-моторах.
Можно допустить, что эти двигатели, вернее их гондолы, к пилонам прицеплены на шарнирах, но это уже совершенно из области моих домылов.
Про симулятор я ничего сказать не могу, потому как не знаком. Совершенно не уверен, что там под реверсом понимается то же самое, что и у Павлова. Словосочетание «реверс-мотор» — скорее всего придумка Павлова. По отдельности эти слова обычны в техническом лексиконе, но именно в таком сочетании и применительно к космической технике я не встречал.
«Реверсирование,
реверс (англ. reverse, от лат. revertor - поворачиваю назад, возвращаюсь), изменение направления основного движения рабочих частей машины (или самой машины) на обратное. Р. у поршневых машин осуществляется либо распределительными механизмами (клапанами, золотниками), с помощью которых можно направлять рабочее тело в цилиндры двигателя в заданной последовательности, либо включением в трансмиссию промежуточного звена, изменяющего направление вращения ведомого вала при неизменном движении ведущего. В авиационных двигателях Р. (создание обратной тяги) достигается поворотом лопастей воздушных винтов или отклонением струи выхлопных газов» kvsher, 10.06.05 писал(а): Alex Dragon, вот их то как ни странно и называют тормозными. Во всяком случае в симуляторе, максимально приближенному к реальности. nanto, 11.06.05 писал(а): "Осторожно действуя реверс-моторами, он задал "Казарангу" крен влево"
Действительно любопытный момент.
Русский язык - язык очень неоднозначный. Причём неоднозначность его скрытна. Есть, к примеру, очень неоднозначный язык китайский. Но в нём, насколько я понимаю, многовариантность смысла явно выражена. Как бы даже честнее.
Однажды я пришёл к выводу, что если одну и туже ВЕЩЬ (в обобщённом смысле) назвать также, но как-то иначе, и от этого она становится неузнаваемой, то наше предствление о ней (или её восприятие) было не верным. (Это случилось, когда я в пятницу перед пасхой поздравил христианина с распятием Христа 
Попробую предложить такой же подход, чтобы разобраться в этом. Сравните два, на мой взгляд, равноценных по стилю и строению предложения:
1. "Плотнее вжавшись в кресло, он задал "Казарангу" крен влево"
2. "Осторожно действуя реверс-моторами, он задал "Казарангу" крен влево"
Ведь ни у кого же не вызывает подозрения, что крен задаётся посредством вжатия в кресло. Понимаем, что здесь описаны два действия, в котором показана напряжённость, сосредоточенность и собранность, плюс некоторое действие, подробности осуществления которого упускаются.
Смею предположить, что Павловская фраза 2 точно также описываю ДВА независимые друг от друга действия. Ведь Аганну нужно "было уравнять скорость машины со скоростью свободно падающего в пространство десантника", что можно было сделать только реверс-моторами.
Очень интересный пример зыбкости смысла в русском языке.
Здесь нет стилистической ошибки. Таков уж наш русский язык, и к этому интересному моменту следует относится в меру своего понимания.
Я давно подозревал, что язык во многом определяет характер поведения нации, его носящего. И по сему свелось у нас всё к "поняткам". Хотя... житиё по "поняткам" мог определить Ульянов по кличке Ленин, как приверженец понятийного либерализма.
Павлова в некомпетентности здесь упрекать нельзя.
Возможно, что у Павлова реверс-моторы - собирательное название двигателей коррекции. Возможен некий вариант, который предложил AlexDragon, нечто многофункциональное, ибо всё-таки энергетика основана на термоядерном синтезе и диапазон по тяги может быть любой.
И это очень правильно, что Павлов не даёт детального описания. Ведь конструктивная особенность может определяться как своим назначаниями, так и системой управления и её формой реализации (автоматикой).
Скорее всего задать крен влево Аганн мог неявно. Например, программно. А уж система управления сама решила как для этого использовать векторы тяги органов управления. _________________ С наилучшими. Over.
|
|